8 (800) 555-12-50
Бесплатный звонок по России

 

В компрессоре ли дело?

Материалы подготовлены Антиповым А.И., «Механика СПб»

Нарушение работоспособного состояния тормозной системы автомобиля чаще всего связывают с неисправностью компрессора. И в большинстве случаев это вполне оправдано. Замена вышедшего из строя компрессора новым или отремонтированным, как правило, позволяет восстановить исправность тормозной системы.

Вместе с тем, в ряде случаев после относительно непродолжительной работы после замены компрессора вновь возникают неисправности тормозной системы, а установленный компрессор выходит из строя. Первая реакция владельца автомобиля – компрессор плохого качества.

Но в компрессоре ли дело? Ведь компрессор является только одним, хотя и наиболее важным, компонентом тормозной системы. Надежность его работы в значительной мере зависит от технического состояния других элементов тормозной системы, а также систем двигателя (смазки, охлаждения), обеспечивающих его функционирование. Если при замене вышедшего из строя «родного» компрессора не выявлены и не устранены причины его отказа, достаточно высока вероятность того, что и установленный взамен его компрессор проработает не долго. Долговечность установленного компрессора в значительной мере зависит и от того, выдержаны ли технические условия на его установку.

Исследование характера повреждений деталей компрессоров, вышедших из строя в гарантийный период, показывает, что отказы компрессоров в большинстве случаев являются следствием либо несоблюдения правил их монтажа, либо не устранения неисправностей элементов пневмосистемы.

Наиболее распространенная причина выхода компрессора из строя в гарантийный период – нарушение теплового режима его работы, а попросту перегрев, который чаще всего вызван следующими причинами.

При значительном содержании во всасываемом воздухе взвешенных частиц масла последние, оседая на стенках впускного и, главным образом, нагнетательного канала, образуют плотные смолистые отложения (фото 1,2), которые резко ухудшают условия охлаждения головки компрессора и приводят к его перегреву.


Фото 1. Смолистые отложения в головке цилиндров


Фото 2. Смолистые отложения в корпусе клапанов (цветом выделен отколовшийся фрагмент впускного клапана)

Другой распространенной причиной перегрева компрессора является нарушение работы его системы разгрузки (фото 3, 4, 5), чаще всего, из-за неисправности регулятора давления тормозной пневмосистемы, а в ряде случаев – из-за отключения клапана разгрузки (фото 6). В результате этого компрессор постоянно находится под нагрузкой и перегревается, что на начальном этапе приводит к усилению процесса выделения влаги из сжимаемого воздуха и повышенному выбросу её в пневмосистему.



Фото 3 и 4: Отсутствие следов перемещения (показано стрелками) исполнительного механизма указывает на нарушения в работе системы разгрузки компрессора


Фото 5. Отсутствие следов перемещения (показано стрелками) исполнительного механизма указывает на нарушения в работе системы разгрузки компрессора


Фото 6. Патрубок подачи воздуха к клапану системы разгрузки заглушен

Результатом дальнейшей эксплуатации компрессора при неработающей системе разгрузки являются задиры деталей цилиндропоршневой группы (фото 7, 8), прогорание стенки рубашки охлаждения головки компрессора (фото 9), разрушение впускного клапана (фото 10, 11) сопровождающееся повреждением корпуса клапанов (фото 11) и поршней (фото 12).


Фото 7. Задиры поверхности цилиндра


Фото 8. Задиры поршня


Фото 9. Прогорание стенки рубашки охлаждения головки компрессора


Фото 10. Разрушение впускного клапана


Фото 11. Разрушение впускного клапана и повреждение корпуса клапанов (стрелкой показан фрагмент клапана, внедрившийся в корпус)


Фото 12. Повреждения головки поршня

Известны случаи отказов компрессоров (фото 13, 14), вызванные нарушением условий смазки деталей кривошипно-шатунного механизма из-за перекрытия канала подачи масла к компрессору либо вследствие использования при установке компрессора на автомобиль нештатной прокладки (фото 15, 16), либо из-за использования силиконового герметика (фото 17,18).


Фото 13. Разрушение шатуна


Фото 14. Повреждение корпуса и шатуна


Фото 15. Перекрытие канала подачи масла нештатной прокладкой


Фото 16. Канал подачи масла, перекрытый нештатной прокладкой (часть прокладки удалена)


Фото 17. Силиконовый герметик на фланце и в канале подачи масла


Фото 18. Силиконовый герметик в канале подачи масла

Приведенные выше примеры отражают наиболее часто встречающиеся случаи выхода компрессоров из строя и наглядно показывают, к чему приводит несоблюдение рекомендаций производителя по их установке и эксплуатации.


Возврат к списку