8 (800) 555-12-50
Бесплатный звонок по России

 

Ремонтируем компрессор пневмосистемы автомобиля

Материалы подготовлены Белевичем А.А., Антиповым А.И., «Механика СПб»

Одним из самых ответственных агрегатов пневматических систем автомобилей, несомненно, является поршневой компрессор.

Несмотря на различия компрессоров по количеству цилиндров, объему, производительности, конструкции разгрузочного устройства, типу охлаждения, способу смазки и другим параметрам, всем им присущ ряд характерных неисправностей. При этом причинами неисправностей компрессоров могут быть как изменения технического состояния деталей и узлов самих компрессоров, так и нарушения в работе пневмосистем и систем автомобилей, обеспечивающих работоспособность компрессоров. Часто причины неисправностей тесно взаимосвязаны между собой.

О каких же неисправностях идет речь? Едва ли не самой распространенной неисправностью является повышенный выброс масла в пневмосистему. Это может быть связано и с чрезмерным износом цилиндров, поршней и поршневых колец компрессора, и с повышенным давлением картерных газов двигателя, и недостаточной пропускной способностью воздушного фильтра или впускного патрубка.

Другая часто встречающаяся неисправность – компрессор не создает в пневмосистеме необходимого давления. Причина может заключаться и в чрезмерном износе деталей цилиндропоршневой группы компрессора, и в интенсивном нагарообразовании на головке цилиндров или в нагнетательном патрубке, и в негерметичности впускных или выпускных клапанов, и в утечке воздуха из пневмосистемы, и в неисправности или неправильной регулировке разгрузочного клапана. В свою очередь чрезмерный износ деталей цилиндропоршневой группы компрессора может быть следствием его перегрева или эксплуатации двигателя на загрязненном масле. Причины перегрева компрессора – закоксованность выпускного патрубка, неисправность системы разгрузки компрессора, недостаток или применение несоответствующей охлаждающей жидкости

Нередко при работе компрессора прослушиваются шумы и стуки различного характера и расположения. Причинами их чаще всего являются либо чрезмерный износ поршней и цилиндров, либо износ подшипников и шеек коленчатого вала. Последнее происходит, как правило, либо при недостаточном давлении в системе смазки двигателя, либо вследствие эксплуатации двигателя на загрязненном моторном масле.

В результате воздействия множества различных факторов наступает момент, когда компрессор выходит из строя. Вполне естественно, что у владельца транспортного средства возникает вопрос, как поступить: отремонтировать вышедший из строя компрессор или заменить его новым? Некоторые скептически относятся к восстановленным агрегатам и отдают предпочтение новому компрессору, полагая, что ресурс восстановленного компрессора существенно ниже, чем у нового. Отчасти это объясняется тем, что кажущаяся простота конструкции компрессоров создает у некоторых, с позволения сказать, «специалистов» необоснованно упрощенный подход к их ремонту, когда заменяются лишь отдельные элементы компрессоров без восстановления работоспособного состояния базовых деталей. Вполне очевидно, что отремонтированный таким образом компрессор прослужит не долго.

Наряду с этим практика показывает, если ремонт компрессора выполнен профессионально, с соблюдением технических условий, установленных производителем, то ресурс восстановленного компрессора сопоставим с ресурсом нового компрессора. При этом стоимость восстановленного компрессора составляет 50-60 % цены нового компрессора. Другими словами – за существенно меньшие деньги потребитель получает компрессор с эксплуатационными характеристиками нового компрессора! Так обстоит дело с компрессорами зарубежного производства таких известных производителей как KNORR-BREMSE, WABCO, BENDIX и др. Что касается компрессоров отечественного производства, то восстановление их экономически не оправдано.

Для представления о том, что же включает ремонт компрессора, за счет чего обеспечивается высокое качества его ремонта, приведем описание применяемой в компании технологии ремонта на примере компрессора KNORR-BREMSE серии LP 49.

В подавляющем большинстве случаев поступающие в ремонт компрессоры снаружи покрыты толстым слоем масляно-грязевых отложений (фото 1).


Фото 1. Внешний вид поступившего в ремонт компрессора

Удаление этих загрязнений производится в моечной установке при температуре моющего раствора 75-800°С и давлении 0,3 МПа.

Затем компрессор полностью разбирается, что называется, «до винтика» (фото 2).


Фото 2. Детали компрессора (за исключением корпуса)

Прокладки, уплотнения, пластинчатые клапаны, клапаны разгрузки, поршни утилизируются, остальные детали вновь подвергаются мойке (фото 3).


Фото 3. Мойка деталей

Старая краска, продукты коррозии, смолистые отложения, нагар удаляются пескоструйной обработкой (фото 4) на установке NORBLAST SD.9.


Фото 4. Пескоструйная очистка корпуса компрессора

Очищенные от загрязнений детали компрессоров самым тщательным образом дефектуются и определяется степень их годности. Обоснованность заключений наших специалистов о степени годности деталей базируется на владении ими техническими условиями на ремонт компрессоров, знании характерных дефектов деталей и умении выявлять эти дефекты.

Поясним, с какими дефектами деталей мы имеем дело при ремонте компрессоров.

Корпус компрессора. Наиболее распространенные дефекты корпуса – износ, деформация, задиры поверхностей цилиндров, износ подшипников коленчатого вала, износ, деформация, коррозионные повреждения поверхности прилегания к плите клапанов, износ паза под штифт исполнительного механизма системы разгрузки, повреждение лакокрасочного покрытия. Эти дефекты в условиях специализированного сервисного центра нашей компании устраняются без каких-либо проблем. А вот если при дефектации корпуса обнаружены трещины, обломы, пробоины, аварийный износ пазов под штифты исполнительного механизма системы разгрузки, то такой корпус подлежит замене.


Фото 5. Дефектация корпуса компрессора

Коленчатый вал. Сравнительно редко наблюдается износ шатунных или опорных шеек валов. В тех случаях, когда конструкцией компрессора не предусмотрена обработка шеек в ремонтные размеры, при выявлении их износа коленчатый вал подлежит замене. Выбраковываются также коленчатые валы с трещинами, сколами, повреждениями резьбы.


Фото 6. Дефектация коленчатого вала

Плита клапанов. Наиболее часто встречающийся дефект плиты – местный износ поверхности, сопрягаемой с выпускными клапанами. Реже наблюдается деформация и коррозионные повреждения привалочных поверхностей. Причиной выбраковки плиты чаще всего являются трещины (фото 7а) или износ паза под штифт исполнительного механизма системы разгрузки (фото 7б).


Фото 7. Дефекты плиты клапанов (7а - слева, 7б - справа)

Головка цилиндров. Характерным дефектом головки цилиндров при повышенном выбросе масла является отложение толстого слоя нагара на ее внутренней поверхности. При этом ухудшается теплоотдача головки цилиндров, в результате чего головка цилиндров перегревается, а ее поверхность прилегания к плите клапанов деформируется. При наличии внешних механических повреждений, коррозионных повреждений рубашки охлаждения головка цилиндров подлежит замене.

Шатун. Износ, деформация отверстия верхней головки, износ, деформация отверстия нижней головки, изгиб, скрученность стержня – характерные, но сравнительно редко встречающиеся дефекты шатунов. При наличии хотя бы одного из перечисленных выше дефектов шатун выбраковывается ввиду экономической нецелесообразности его восстановления.

По результатам дефектации устанавливается перечень и последовательность выполнения ремонтных воздействий, необходимых для восстановления работоспособного состояния деталей и далее производится ремонт деталей.

Износ цилиндров компрессора устраняется либо обработкой в ремонтный размер, предусмотренный производителем, либо постановкой ремонтных гильз с последующей обработкой цилиндров в номинальный размер. Обработка цилиндров включает растачивание и хонингование (фото 8). При этом обеспечивается необходимый монтажный зазор 0,06÷0,08 мм и высокое качество поверхности цилиндров Rа = 0,66÷0,74 мкм.


Фото 8. Обработка цилиндров: а (слева) – растачиванием; б (справа) – хонинигованием

Износ, деформацию поверхности прилегания к плите клапанов устраняем шлифованием «как чисто» на плоскошлифовальном станке, выдерживая шероховатость поверхности Rа ≤ 0,80 мкм.

Также шлифованием обрабатываем поверхности прилегания плиты клапанов и головки цилиндров.

После чего детали компрессора «проходят» окончательную мойку. Здесь нельзя не вспомнить одну прописную истину: если при ремонте деталей, узлов, агрегатов машин не обеспечивается тщательная очистка их от эксплуатационных и технологических загрязнений, то, по большому счету, ремонтом этих деталей, узлов и агрегатов вообще не следует и заниматься.

Для защиты от внешних воздействий и придания товарного вида корпус компрессора окрашивается.

Важную роль в обеспечении качественного ремонта играет правильный выбор комплектующих - наша компания использует исключительно продукцию ведущих европейских производителей. Вполне доверяя партнерам поставщикам комплектующих для ремонта компрессоров, компания осуществляет входной контроль поступающей продукции.

Наряду с восстановлением деталей в соответствии с техническими условиями, наличием качественных комплектующих надежная работа компрессора в значительной мере зависит от того, насколько правильно выполнена его сборка. Это касается, прежде всего, соблюдения последовательности сборки, обеспечения регламентированных зазоров в соединениях деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, соблюдения моментов и последовательности затяжки резьбовых соединений. Ниже приводятся фрагменты технологического процесса сборки компрессора (фото 9-15).


Фото 9. Подготовленные к сборке корпус (а - слева), поршневая группа с шатунами (б - справа)


Фото 10. Установка поршня в сборе с шатуном в корпус компрессора


Фото 11. Корпус в сборе с коленчатым валом и шатунно-поршневой группой


Фото 12. Корпус с установленными элементами системы разгрузки


Фото 13. Установка плиты клапанов


Фото 14. Корпус в сборе с плитой клапанов


Фото 15. Полностью собранный компрессор

После сборки компрессора проводится проверка его работоспособности.

С целью отслеживания качества восстановления на корпус компрессора наносится специальная маркировка, позволяющая установить дату восстановления компрессора, а также конкретного специалиста, выполнявшего какие-либо работы по его ремонту.

Возвращаясь к экономической стороне восстановления компрессоров, приведем некоторые данные, более чем убедительно свидетельствующие о целесообразности данного вида услуг. Судите сами: средняя стоимость нового компрессора KNORR-BREMSE LP4974 сегодня составляет 27000 руб., а восстановленного в нашей компании примерно 19000 руб. (точную стоимость товара уточняйте у наших сотружников). В случае, если заказчик сдает снятый с автомобиля компрессор в ремонт, он получает скидку до 2000 руб. (в зависимости от технического состояния и комплектности компрессора).

Срок гарантии на восстановленный в компании компрессор составляет шесть месяцев. Условиями вступления в силу гарантийных обязательств на компрессор является соблюдение правил его технической эксплуатации, а также выполнение комплекса обязательных мероприятий при установке компрессора на автомобиль и запуске его в работу.

1. При установке компрессора на автомобиль следует:

  • убедиться, что пути прохождения воздуха во впускной и нагнетательной магистралях чистые, без масляных отложений, не закоксованы, не засорены фрагментами прокладок или какими-либо инородными предметами; при необходимости прочистить магистрали или заменить;
  • убедиться, что канал трубопровода подвода масла к компрессору чистый без каких-либо отложений и инородных включений, отсутствуют повреждения трубопровода; при необходимости прочистить трубопровод или заменить;
  • проверить каналы патрубков подвода/отвода охлаждающей жидкости к компрессору на отсутствие отложений, инородных предметов, убедиться в отсутствии деформации, коррозионных и других повреждений патрубков; при необходимости прочистить патрубки или заменить;
  • удалить старые уплотнения с присоединительной поверхности блока цилиндров;
  • при централизованной системе смазки заменить моторное масло; при автономной смазке - заполнить компрессор маслом, согласно предписаниям производителя;
  • заменить воздушный фильтр компрессора (если предусмотрен конструкцией);
  • заменить фильтрующий элемент воздухоосушителя.

2. Монтаж компрессора на автомобиль производить в последовательности и с соблюдением технических условий в соответствии с руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля. При монтаже компрессора не допускается применение в качестве уплотнительного материала герметика ввиду опасности попадания его в масляные каналы, в клапана и последующего отказа компрессора. Кроме того, попадание фрагментов герметика в картер двигателя и далее в масляные каналы может привести к отказу двигателя.

3. После установки компрессора на автомобиль:

  • заполнить и прокачать систему охлаждения двигателя;
  • прокрутить двигатель, не заводя его, чтобы создать давление в системе смазки компрессора.

4. Запустить двигатель и на оборотах холостого хода проверить, чтобы не было утечек сжатого воздуха, охлаждающей жидкости, масла. Провести пробную эксплуатацию компрессора, убедившись в его нормальной работе.

5. Во время эксплуатации следует регулярно проводить техническое обслуживание компрессора и систем, обеспечивающих его функционирование, с периодичностью, установленной руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля.

Соблюдение этих рекомендаций позволит обеспечить долговечную и безотказную работу компрессора Вашего автомобиля.


Возврат к списку